Почерк разметчика. Записки одной команды или #CXRизнутри.

Мы с Денисом – одна боевая единица команды Дистанции. Для выполнения боевой задачи у нас есть все необходимое: разметочная лента, ножницы, баллончики с краской для асфальта, море табличек и указателей, вешки, цветной скотч, строительные степлеры и мало ли что еще. Фонари, немного еды, изотоник. Также у меня всегда с собой спички – никогда не знаешь, когда они пригодятся, но если в этот момент их не будет, проблемы будут посерьезнее, чем мозоль на кончике мизинца. Мы знаем, как сделать, чтобы глаза участников, из которых рекой льется (нет, не слезы) лактат, цеплялись за наши «хлебные крошки» - разметочную ленту.  Наши потребности сжались до минимума. Мы постоянно хотим есть и спать. Где-то там в цивилизации, на старте или финише, меня ждет Саша, а у меня в запасе интересный Финал Гонки. Так и работаем.

В этот раз даже Доктор не жаловался. Привык, видимо. Мало от кого я за время гонки слышал, что это все невозможно. Все уже поняли, что так и проводятся крутые гонки в России, и мы не сможем работать иначе. Оказывается, даже к цейтноту можно привыкнуть. Расплата приходит позже, когда мы расслабляемся. Беда в том, что расслабляться будет некогда.

Но, как водится, попробуем по порядку.

Глава 1. До гонки.

Дорога в Крым вообще начиналась отлично: ехали мы с Сашей на машине из Москвы, получали удовольствие от автопутешествия, вкушая сомнительные прелести ночевки в придорожном мотеле, питания в ресторане спортивного питания «М» и на заправках, непринужденного общения с сотрудниками автоинспекции на тему движения по полосе встречного движения и неожиданной задержки в работе переправы. Наградой за трудности стала прекрасная дорога от Феодосии до Судака вдоль моря и теплый и обильно-вкусный прием от Сашиной бабушки.

Следующие пару дней мы просто отдыхали. Побегали по окрестным горам, а я еще и осуществил важную часть подготовки к задуманному Финалу Гонки. После отдыха и восстановления душевного равновесия пора собираться в путь. Выезжаем днем в понедельник в сторону Балаклавы. Оттуда-то все и начнется в среду, 580 горячих пяток (читай - 290 поющих сердец) стартуют на одном из самых красивых и одновременно сложных испытаний сезона – гонке Crimea X Run.

Надо признаться, для гонки больше всего сделали два человека, без которых ничего бы не состоялось:   1. Иван Петров. Этот человек – не просто сердце и конечности CXR, но еще и наш Лидер. Ваня - это 60% успеха CXR и никак не меньше. Он наш «Контрольный Пакет», полторы палочки твикс.  2. Илюха Цыганков. Просто Илюха. Он - мегамозг нашей кампании. Дизайны, тексты, подсчеты контрольного времени, создание буклетов для участников и волонтеров каждой зоны ответственности – его дело. Не представляю, сколько часов лежит в фундаменте этой работы. Илюха – это 60% крутоты и красоты нашего проекта. Он – «скрытый  Стив Джобс» CXR.  Если бы на их месте были бы другие – CXR был бы совсем другим. Они - душа и характер CXR.

Это не значит, что остальные из «основного костяка» как-то мало сделали. Даша. Столько вопросов, сколько разруливает она, мог бы разрулить только один человек, кроме нее – Иван Петров. Но клонировать людей пока запрещено, так что очень круто, что в мире есть Даша. Дальше Олег. Не понимаю, как можно собрать весь гоночный «шмурдяк» (рабочее название огромного количество инвентаря, который используется на гонке) в Москве, организовать логистику и бесконечные сборки стартово-финишных городков и подготовку площадок под вечерние мероприятия. Это тоже одна из страшно емких задач. И дальше по списку - секретариат, Маша, Наташа и их КО.  В сравнении со всеми ними у нас, службы дистанции, просто легкие и приятные кросс-походы по дистанции.

У меня нет слов описать, как я уважаю этих людей. Как сказал Саша Червяков, организация гонок – это как езда на велосипеде, главное научиться, только велосипед в огне, и ты в огне, и все вокруг в огне. Это чистая правда, и я всегда счастлив гореть вместе с этими ребятами.   Ну да ладно, вернемся к гонке.

Глава 2. День нулевой.

В понедельник нам никуда не нужно бежать. Даже странно. Не надо разведывать новую трассу для последнего дня и блуждать в поисках вариантов. Необычное ощущение. Ну ничего, значит дальше где-то выхватим. Кутерьма началась на следующее утро, во вторник. Мы разгружали грузовую машину, попутно собираясь на разметку первого дня. Было принято решение, ЧТО и КОГДА мы размечаем, но очень общего характера. Для начала мы с Денисом бежали с ленточками на вторую часть маршрута первого дня, оставив машину на пункте питания, а Тёма с Благовым (он же Саша, но все его знают, как Благова) бежали первую часть и подхватывали машину. Отработанная, проверенная схема.

Работаем, как водится, слаженно, но в обучающем режиме. Для Дениса это первый опыт разметки и ему еще предстоит понять, почему нужно вешать разметку на ближайшую к участникам ветку куста или дерева, видимую издалека, как нужно маркировать повороты, да и просто, что нужно делать, чтобы участники меньше переживали и меньше убегали куда не надо. Полностью исключить этого мы не можем, иначе пришлось бы тянуть коридор из ленты, а это 320 километров разметки. Но и даже тогда, я уверен, нашелся бы минимум один человек, который выбежал из этого коридора.

Но побегали мы неплохо, вышло порядка 15,5 километров с 750 метрами набора. Залезли на скалы Храма Солнца, полюбовались на плато с вершины Челяби и сбежали по узенькой тропинке в Форос. Для разминки самое оно. Правда рюкзаки весили как-то не гуманно, но мы привыкнем.

Вечером у нас открытие. С ума сойти сколько людей! Сашечку уже превратили в «крюшку», да она и не против совсем. Работаем! Рассказали про дистанцию, старались поживее и без соплей.

Глава 3. День Первый.

У нас дни начинаются минимум за 2 часа до старта участников. Сегодня с Денисом бежим первую часть сегодняшнего маршрута - то, что ребята вчера разметили. Уже вчера на этом участке развернулось сражение за разметку: Света, участница всех наших «блудняков» от гонок до кэмпов, вышла на прогулку и обезвредила «сумасшедшую бабку», срывавшую нашу разметку. Но утром выяснилось, что у бабульки, по всей видимости, были сообщники, и разметка, которую Света вчера же и восстановила, вновь оказалась сорвана. У нас резко прибавилось работы. Значит, сегодня делаем короткие интервалы: по 10-20 секунд ускорение, потом узел, поворот ленты картинкой к участникам и опять ускорение. И так много-много раз. Оказалось, сняли около 7 километров, дальше пошло полегче. Денис понимает, что проиграть мы не можем, это не гонка, где можно дать слабину. Но мы успели, я даже сделал пару фотографий на вершине Куш-Каи. Бегу и завидую участникам, которые не ставят перед собой амбициозных целей. Вот, кто уж точно насладится видами, лесами, выходом на плато и арбузами на пункте питания.

Вот, кстати, и он. Обожаю пугать работников ПП, ведь они думают, что бегут участники. Для них это  как учебная тревога. Здесь мы сами отдыхаем, кушаем арбузы и виноград, нас фотографирует на огромный объектив Марина. Мы ждем лидеров. И, как это обычно получается в первый раз, пропускаем. Сережа Донец и Вован Левченко уже бегут по дороге от ПП. Побежал с ними, поболтал, узнал новости. Сзади, совсем близко, Антон Головин и кто-то из участников Кубка России по скайраннингу. Интересно, что будет на финише. Потом я побегал немного со стадикамом, поснимал спуски некоторых участников. Потом за эту работу меня похвалили наши видео-гуру, Виталик и Дима. Но в ролик это не вошло))) Вся команда фото и видео – это реальные волшебники, к слову.

А дальше мы поехали на финиш. Там Саша. Она вовсю трудится, но нам удалось вместе выпить кофе. После бегу проверять разметку финишного куска, но на подходах мне навстречу уже мчится Антон. Он в отрыве и выигрывает сегодняшний этап! За ним через минутку бежит Сережа, а потом еще через минутку Лёша Виноградов. С ним и бегу к финишу. Сегодня для нас с Денисом бег закончился, второй день полностью размечают Тема с Сашей и Андрей с Илюхой. А мы даже выкроили время помыться и поесть винограда в санатории «Форос».

Там же вечером познакомились с нашими иностранными участниками – бельгийцами. Они бегали Байкальский Ледовый Марафон, и там кто-то рассказал им про нашу гонку. И они, недолго думая, сказали «f**k yeah» и взяли билеты в … Киев. Оттуда им попасть в Крым не удалось, тогда они улетели в Москву и оттуда уже выбрались на полуостров. Вот уж воистину отчаянные ребята вне политики. Уважение и почет! Обещали рассказать всем знакомым, что русские не пьют кровь младенцев, как говорят у них по телевизору.

Ужин и просмотр видео удался, а дальше мы даже смогли добраться до санатория им. Семашко и заселиться в палату номер 410. Да, именно Палату. Но какая разница, если спать осталось 4 часа?

Глава 4. День Второй.

Завтрак в 4.30. Начинается. Мы сегодня не то чтобы сильно торопимся, но объем работы просто дикий: ставим 3й день от БКК до верхней точки и убегаем на первичную разметку 4-го дня. По скромным подсчетам – минимум 45 км. Кросс-поход, в общем. Благо, после середины дистанции, в Счастливом, нас ждет магазин. Прогулка получилось крайне приятной, если бы не одно «но»: есть такое правило, если ты не заешь 5% маршрута CXR, то там будет 90% трудностей всей дистанции. Сработало это правило на 100%. После подъема от Счастливого нас с Денисом ожидал первосортный азимутальный кусок в стиле CXR16, только сильно длиннее. И понеслась: размечаешь каждые 5 метров, ищешь путь, находишь другой вариант, снимаешь метров 100 разметки, переразмечаешь. Тем временем, солнце уже клонилось к закату. А мы еще на яйлу не вышли, впереди еще километров 10. Ужин и брифинг уже точно без нас, сражаемся за несколько часов сна в кровати. И только спички в рюкзаке не дают окончательно загрустить. Спугиваем кабанью лежку, видим оленя, провожаем солнце, попадаем в туман. Столько событий! На яйле дует и очень холодно – пришло время крайнего бутерброда и крайней куртки. Кульминация вечера:  то, что мы приняли за дорогу, оказалось траншеей под газовую трубу, и еще километр наша дистанция пролегает по безжалостному бездорожью.

Мне начинает казаться, что мы уже точно в ж*пе. А это значит, что пора выбираться. Наконец, дорога. Размечаем, раз уж мы тут. Спуск. Как же тут побегут люди? В темноте он выглядит просто невменяемо крутым и опасным. Крутизна, помноженная на легкую раскоординацию от 12-часовой к тому времени прогулки, ставит мне подножку, и я лечу спиной назад вниз по склону. На удивление, мягко приземляюсь. Из последствий: хорошая ссадина и ушиб на левой ладони и, как выяснилось позже, легкая ссадина на пояснице. А спасла меня огромная картонная втулка от разметочной ленты, которая мягко сложившись, приняла весь удар на себя.   Но, пора бы и честь знать. Бежим к машине, время около 21.00. Даже верные Suunto Spartan Ultra последние полчаса не устояли, но им пришлось тяжко – навигация по маршруту отнимает много сил.  В соседней палате сегодня праздник: День Рождения Илюхи! А мы все про работу. Завтра опять хороший день, а времени поспать как-то маловато. Сашечка помогала как могла, сберегла нам ужин, и подготовила все к завтрашнему выезду из Семашко. На сон осталось порядка 3,5 часов, что однозначно лучше, чем 2,5.

Глава 5. День Третий.

Завтраки все раньше. Участники сегодня стартуют аж в 7 утра. Мы проверяем и домечаем последний спуск третьего дня, а потом переезжаем на «наш азимут». Сегодня опять было все: классный подъем по Иографу, встреча с Илюхой и Сашей на высшей точке 3го дня, как раз перед лидерами, от которой на радостях Илюха даже потерял телефон (правда, потом нашел благодаря функции Track Back в Suunto), а потом поездка на безумной машине 76 года выпуска по непроезжаемой, казалось бы, горной дороге.

На плато тем временем, был не май месяц, мы съели по бутерброду и решили немного отдохнуть друг от друга: я побежал на «наш азимут», а Денис уже прямиком к машине, размечая по пути спуск четвертого дня.   Оставшись один, я понял, что времени мало. Чтобы Денис меня не ждал, нужно было бежать как следует. И тут небольшой подарок судьбы: нахожу старую дорогу по яйле, ведущую в нужную сторону. Если все пойдет хорошо, она позволит полностью исключить забег вдоль каменной траншеи. С каждым поворотом я убеждаюсь, что дорога годная, вопрос лишь в том, когда она кончится, ведь в лес она в нужном месте не входит. И еще одна небольшая проблема: вот я сейчас размечаю другой путь, а размеченный до этого еще предстоит снимать на обратной дороге. Надо это учесть.

Как и предполагалось, дорога довела до хребта перед лесом. Уже очень даже хорошо! Дальше бегу по разметке, добавляя примерно столько, сколько уже висит. Тут главное, чтобы участник от одной ленты видел впереди еще как минимум 3. Вхожу в лес, вновь пугаю кабанов на большой лёжке, вытаптываю и вычищаю кусты, разбираю завалы из разных веток. У меня даже видео есть!

Прикидываю время, оставляю себе на обратную дорогу 2,5 часа. Как раз успеваю спуститься до самого начала «азимута». Вешаю стрелки, ленточки на деревья, загораживаю ненужные проходы. Короче, практически коридор из ленты. Теперь назад. По пути вверх работы немного, но она есть. Довешиваю еще процентов 20-25. По яйле набегу снимаю разметку, еще раз пробираюсь через каменную траншею и выпадаю на дорогу. Теперь пора вниз.  Ну что, посмотрим, как видят разметку наши быстрые участники.

Валю вниз, как мне позволяет рюкзак, но аккуратно. Думал, быстро получилось, но Strava говорит, Вован слетел на 4 минуты быстрее). Разметку видно, но не всегда, и если бы я бежал с такой скоростью, не зная тропы, понервничать бы пришлось знатно. Внизу хорошо, встречаемся с Денисом, который перегнал машину, не смог включить заднюю передачу и бросил ее во дворе, и едем подбирать Тёму с Андреем в Гурзуф. Потом, к счастью, на Поляну Сказок. Да-да, ту самую, настоящую Поляну Сказок.

Забираем Сашу и едем в очередной Санаторий, Пансионат или что там вообще было. Уже не очень сильно соображает голова, но есть шанс сегодня даже помыться перед ужином. Редкая удача! А теперь самое главное: теперь нас не 300 человек, а 500. Зал просто нереально большой, и также нереально полный. Хочу сказать, как горжусь всеми, а получается не ясно что - мысли путаются. Дойти из точки А в точку Б невозможно, на пути всегда невероятное количество друзей и знакомых. В очередной раз вдыхаю, энергетика зашкаливает!

Решили по последнему дню: мне нужно убежать от участников в первый подъем. Класс, старт у меня в 4 утра. Значит завтрак в 3.30. А Саше завтра вообще бежать, да еще и 50К. Надо признаться, я переживал, причем сильно. Ее методика тренировок без тренировок меня иногда пугает, когда дело доходит до серьезных дистанций. Но при этом мне очень нужно было, чтобы она прибежала на финиш «через парадную дверь». Ну ладно, она вроде и сама настроена очень даже серьезно. Снаряжаем ее, заливаем трек, готовимся в общем.

Глава 6. День четвертый.

Знаю! Надо просто сразу встать и не успеть залениться, как только звенит будильник. Второго шанса не будет. 3.45, завтрак. Два блинчика, каша, еще блинчик. Больше не могу - рановато. Темная Поляна Сказок. «Алло, Ден, вернитесь, я забыл в машине фонарь!». Без моего верного Petzl Nao делать на тропе будет просто нечего. Ах да, еще дует ветер и звезд на небе не видно. Похоже, наверху наконец-то испортилась погода. Выхожу и думаю, ну вот теперь нам капец. Проскакивали два года как-то, но в этот раз не вышло.

Звоню Саше, настоятельно рекомендую взять футболку потеплее. Обещает подумать. Чем выше, тем ветренее. Перевязываю ленточки со вторых и третьих веток на первые. Боткинская – Таракташ вообще место неоднозначное: сплошные срезки серпантина. Стараюсь, чтобы получилось без противоречий. А они тут на каждом шагу. Уже представляю, как после финиша меня вызывают на разговор участники, заматывают в разметочную ленту и бросают в море. Нет, не бывать этому! Лучше перепсиховать, чем недопсиховать!

А тем временем, разметочную ленту вырывает из рук, часть давеча повешенной ленты валяется на тропе или рядом - ветер бушует. А часики тикают. Вот уже и старт должен был быть, а я еще под Таракташем. Думаю, успею, если наверху без сюрпризов. Хотя как сказать, без сюрпризов, наверху туман, а это значит - учащать разметку придется втрое. Ускоряюсь. Вот и плато! Фонарик – Олег Чегодаев уже на боевом посту. Разминается на мне (фото – «Воооон там Таракташ!»), и я убегаю дальше.

Встречаю оператора Славу в пуховике, из которого только нос торчит. Да, ветер и туман, зато плюсовая температура. Пугаю Олю, которая снимает из джипа видео и не ожидает никого увидеть в кадре.  Дорога в тумане, разметка редкая, как я и боялся. Приходится учащать. Но тут без психоза, ведь деваться с этой дороги все равно некуда. Дооолго бегу по яйле, ставлю последние стрелочки. Тик-так, тик-так.

Пора и на спуск в сторону Счастливого. Тут я уверен, что работы будет мало, ведь мы с Денисом его нормально метили, снять никто не должен был, а дорога вообще одна. Так и бегу, почти ничего не вешая. Наконец, происходит смычка с Денисом, шедшим мне навстречу от Счасливого. Успех, мы успели! А к тому же уже стало совсем тепло, и как только мы встретились, я снял куртку.   Готовлюсь к встрече лидеров, хочу поснимать их на камеру. Но пока готовлюсь, пулей летит никто иной, как Женя Лепешкин из Владивостока! Вот это неожиданно и очень круто!!! Очень рад за этого классного, мощного и позитивного парня! А дальше бегут серьезные Костя и Лёша. Трудятся, отгоняют меня, просят не мешать. Ну и ладно, других поснимаю. Через нескольких бегунов пыхтит Вован, решаю с ним до ПП добежать, а он что-то с трудом бежит – спину в душе расшиб утром. Но Вован – боец каких поискать. Бежим болтаем, сплетни сплетничаем.

На ПП вообще рай: фрукты и тепло. Но мы там меньше часа всего провели, дальше пора ехать к финишу, проверить финишный кусок и готовить свое Важное Дело. По пути забрасываем в Ялту наших волонтеров с ПП, им пора на самолет. Ребята первый раз попали в такой оборот и в полном, но вроде счастливом, шоке. В Гурзуфе встречаемся с Темой и Андреем и выходим-выбегаем наверх. По пути мимо пролетает Костя – похоже уже трехкратный победитель CXR. А за ним просвет. Следующий – Женя Лепешкин! Но за ним близко Лёша Виноградов, просит провести его вниз, но я отказываюсь, не из вредности, а лишь для разумной конкуренции между ним и Женей.

Остаемся дежурить на лавандовом поле с красивым видом на Аю-Даг, как раз у последнего микроподъема на дистанции. Кричим так, что люди бежать начинают, волну пускаем. Убегаю вниз с Саньком Ивакиным, его приходится буквально затаскивать на срезки, душа и ноги уже требует асфальта. Но у нас тут трейл вроде как, да и по асфальту еще с километр пришлось бы набегать.

На финише как обычно #свояатмосфера. Немножко вдохнув ее, отправляюсь наверх к дороге, где стоит машина. По пути решаю, что надо ехать на ПП-3, поймать Сашу. Мчусь изо всех сил, но на месте выясняется, что она уже 15 минут как убежала! Вот это да, она вообще идет на 9-9,5 часов! Неожиданно. Пора мне готовиться. Мчусь обратно, тусуюсь на финише. Предупреждаю Саню и Пашу, наших ведущего и ди-джея, о своем плане. Они обещают подыграть. Чёт волнуюсь, сказать, похоже, ничего не смогу. Вокруг финишируют знакомые, везде радость: то ли от красивых гор, то ли от того, что все закончилось. Разруливаем текущие проблемы и конечно ждем Сашу.

И вот она бежит. А дальше мне и написать нечего.

Все это значит для меня очень много. Работать так, «выживать» на гонке – видимо, это мне и нужно. Это наш способ убить рутину, только так делается большое дело. Нереальная синергия организаторов и участников, этот энергетический обмен, творят чудеса. И я надеюсь, что цифры сойдутся, найдутся партнеры и мы сможем продолжать этот Большой Взрыв. Так что всем неравнодушным строго рекомендую держать за нас пальчики и, по возможности, содействовать)  Ну а мы двигаемся - впереди ММБ, две гонки в Китае, наша поездка в Италию, а дальше небольшой плановый  спортивный перерыв под тихий осенний шепот Питера. Надеюсь, будет о чем рассказать на этих, покрывшихся небольшим слоем пыли, страницах.

Кто дочитал до конца, можете смело выдохнуть в комментариях.